Шахтные электровозы предназначены для откатки одиночных вагонеток, составов и поездов с углем, породой, материалами, оборудованием, а также людьми по железным дорогам узкой колеи (550-900 мм) с уклоном от 0,005 до 0,05 в подземных горных выработках, а также на поверхности шахт и рудников. Электровозы могут применяться на промышленных площадках поверхности шахт совместно с серийным подвижным составом и другим сопутствующим оборудованием.Вас также может заинтересовать покупка рудничного контактного электровоза
В горнорудной промышленности применяются: электровозы переменного тока повышенной частоты с бесконтактным съемом энергии с питающей линии; аккумуляторные и контактные электровозы постоянного тока и инерционные локомотивы (гировозы).
В зависимости от условий откатки целесообразно применять локомотивы со следующим сцепным весом (кН): по вентиляционным выработкам и горизонтам — 70-100; по участковым выработкам (ярусные, подэтажные и этажные штреки) — 80-100; по выработкам основных горизонтов — 140-280 при ширине колеи 900 и 750 мм и не менее 100 при ширине колеи 600 мм.
Преимущества локомотивного транспорта:
- многофункциональность;
- практически неограниченная производительность, зависящая от числа локомотивов;
- высокая экономичность;
- маневренность;
- возможность раздельного и бесперегрузочного транспортирования по разветвленной трассе практически на неограниченные расстояния;
- высокая надежность транспортирования.
Недостатки локомотивного транспорта:
- цикличность (периодичность действия);
- зависимость производительности от уровня организации;
- ограниченность применения (зависящая от уклона);
- затруднение в обеспечении безопасности работы при завышенных профилях пути;
- наличие сложного аккумуляторного хозяйства при применении аккумуляторных электровозов.
Классификация шахтных электровозов.
Шахтные электровозы классифицируются по:
— сцепному весу: электровозы легкого типа — от 2,0 до 7,0 тн; среднего — от 7,0 до 10,0 тн; тяжелого — > 10,0 тн;
— видам исполнения: электровозы рудничные нормальные — РН; рудничные повышенной надежности — РП; рудничные взрывобезопасные — РВ;
— роду энергии: электровозы постоянного тока, электровозы переменного тока повышенной частоты;
— способу подвода энергии: электровозы с автономным источником питания (аккумуляторные); электровозы с внешним источником питания (контактные или бесконтактные);
— по назначению: магистральные электровозы (для откатки грузов по главным откаточным выработкам); маневровые электровозы (для выполнения маневровых работ); вспомогательные или участковые электровозы (для работы на участковых вентиляционных и откаточных выработках).
Кроме того, шахтные электровозы различаются по:
— системе управления тяговыми двигателями;
— системе питания тяговых двигателей;
— способу торможения;
— расположению кабины;
— ширине колеи;
— конструкции рамы и т. д.
Выбор типа электровоза определяется технико-экономическим расчетом с учетом горнотехнических и горно-геологических условий эксплуатации на шахте.